Орнамент огурец как еще называется

Как утверждают дизайнеры и искусствоведы, этот необычный и очень древний узор сегодня переживает очередной виток популярности, на его основе уже многие знаменитые марки брендовой одежды успели выпустить совершенно разные и весьма оригинальные формы одежды.

Но почему именно «турецкий огурец»? Что за странное название такое и откуда оно берет свое начало? Почему он настолько популярен и почему известен буквально во всем мире? Давайте разбираться.

«Турецкий огурец», «персидский кипарис», «японский огурец», «восточный огурец», бута, «Слеза Аллаха» и, пожалуй, еще одно из его самых распространенных названий – Пейсли… И это далеко не все «имена» этого уникального узора, который не просто известен практически на весь белый свет, но и практически в каждой стране имеет свою, особую, историю происхождения.

Этот рисунок действительно способен похвастаться древней, и так до конца и неизведанной, историей его происхождения, которая, как утверждают специалисты, началась в древней империи Сасанидов, приблизительно в 225 году до нашей эры. По сути, это территория современного Ирана и Ирака, а потому родоначальниками турецкого огурца можно считать именно эти страны.

Благодаря торговым связям, со временем, ткани с Пейсли попали в страны средней Азии, распространились в Африке и Индии, откуда, в принципе, и попали в Европу в начале XVII века благодаря британским переселенцам.

Красивый восточный орнамент обычно покрывал платки и шали, которые высоко ценились в те времена, их могли себе позволить только аристократичные и богатые особы.

Необычный узор настолько понравился европейцам, что в шотландском городке под названием Пейсли даже запустили массовое производство тканей с «огуречным» узором, откуда, кстати, он и получил свое очередное название. Правда, первое время продукция сильно уступала индийской, не радовала скудная палитра цветов, да и качество было значительно хуже.

Но, со временем, фабрики развивались все больше и шире, «огурец» с Востока становился все популярнее и распространился в массы, что лишило его первоначальной ценности и уникальности аутентичных мотивов. К концу XIX века Пейсли и вовсе утратил актуальность, впав в период длительного забвения.

Вспомнили о его существовании лишь спустя столетие, причем произошло это благодаря знаменитой группе The Beatles, внезапно «турецкие огурцы» становятся символом движения хиппи. После этого о необычном рисунке снова забывают, и очередное перерождение знаменитого «восточного огурца» приходится на середину 2000-х и продолжается до сих пор.

Но почему же все-таки «турецкий», да ещё и «огурец»? В основном, это русское название, ведь мотивы таких узоров частенько встречаются на тканях русских барышень, начиная с 18-го века. Ярким примером являются павловские платки и шали, ивановский ситец с его набивным орнаментом, платья и чехлы на мебель и так далее.

А название получилось просто: «огурец», поскольку форма узора сильно напоминает данный овощ, ну, а «турецкий», потому что рисунок пришел к нам с Востока, а на Руси в то время, с ним, больше всего, ассоциировалась Турция.

Как мы уже говорили, в каждой стране этот рисунок получил свое название и загадочную трактовку. Например, в Индии каплевидная форма узора олицетворяется с символом бога Ганеши, манго, либо же с пальмовым листом. По мнению индийцев, это символ жизни, движения вперед, энергии и силы природы, наверное, не зря именно с помощью «огурцов» украшают традиционный наряд индийской невесты.

Для всех арабских стран узор имеет одно название – «слеза Аллаха», а вот название «персидский кипарис» символизирует лист кипарисового дерева, который, в свою очередь, говорит о вечности и жизни. В Турции «восточные огурцы» именуют «бобами», а в Азербайджане – Бута. По сути, «бута» в переводе означает «пламя» или «огонь», который в древнейшей религии мира, зороастризме, опять-таки, символизирует жизнь.

В наши дни мотивы огурца с Востока широко используется не только в одежде, платках и шалях, но и в дизайне интерьера, с его помощью украшают постельное белье и чехлы на мебель, обычно посредством вышивки или цветной печати.

Очень интересно турецкие огурцы смотрятся на элементах декора, вязаных крючком или спицами, вышитых нитками или бисером, расписных или даже кованых. Элементы такого орнамента можно встретить на посуде, различных аксессуарах, обоях, плитке, женских сумках и даже в предметах ювелирного искусства!

Современные девушки с большим удовольствием носят украшения в виде колье, сережек или подвесок, которые повторяют знаменитую форму «Турецкого боба». Кроме этого, огуречные мотивы встречаются даже в ландшафтном дизайне, маникюрном искусстве, кулинарии и любых других отраслях человеческой жизнедеятельности.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —> p, blockquote 23,0,0,0,1 —>

Сегодня проявления огуречного узора самые удивительные и разнообразные: элементы могут быть крупные и мелкие, утонченные и, напротив, нарочито грубые, размытые и четкие, украшенные множеством дополнительных завитушек и узоров, монотонные или выполненные в насыщенной цветовой гамме.

источник

Узор пейсли (турецкие огурцы, индийский огурец, восточный огурец, турецкий боб) — декоративный орнамент каплеобразной формы.

Узор состоит из повторяющихся элементов — «бут». С персидского языка это слово переводится как кустарник или ворох листьев. Буты направлены в одном, зеркальном или произвольном направлениях. Оставшееся пространство может быть занято декоративными элементами в растительном стиле или прочими графическими элементами.

Существует множество версий того, что же именно обозначает данный узор:
• колючка, шишка или цветок, символизирующие богатство и плодородие;
• языки пламени, как символ мужества и храбрости;
• кипарис;
• орех кешью;
• семена мангового дерева.

Доподлинно неизвестно, где именно был создан узор пейсли. По разным источникам его родиной считают Иран/Персию, Ирак, Индию и другие страны.

В 18-19 веках узор стал популярным в России и Западной Европе, благодаря импорту с Востока кашемировых шалей. Платки быстро вошли в моду, но они были в дефиците и стоили очень дорого, поэтому западные мануфактуры стали имитировать рисунок. Ткацкие производства были буквально завалены заказами.

В Западной Европе основным центром производства тканей с таким орнаментом стал шотландский город Пейсли, в честь которого узор получил свое название. Хотя «узор пейсли» — не международное название принта. Например, во Франции его называют «пальм» («palme», в переводе «пальмовые листья»), в Нидерландах — «бота» («bota»), в Индии — «бутар» («bootar»), «пейзули» («peizuli») в Японии.

Шали, украшенные турецкими огурцами, были в моде на протяжении семидесяти лет, но к концу 19 века популярность на них упала.

Узор пейсли все еще использовался, теперь он украшал не только шали, но и верхнюю одежду, платья, халаты, галстуки и прочую одежду, но основным трендом не был.

Интересно!

Защита авторских прав на узор пейсли в Великобритании в 1840-х годах — один из первых примеров защиты авторских прав в творческих областях.

Новая волна популярности «турецких огурцов» пришлась на 60-е годы ХХ века, во времена хиппи. Тогда особенно привлекательной была любая музыкальная и художественная экзотика.

Считается, что возвращение интереса к узору пейсли связано с группой The Beatles. В 1968 году коллектив начал регулярно посещать Индию и знакомиться с ее философией, музыкой и дизайнами. Привлек их внимание и узор пейсли, который ассоциировался с бунтарством. Принт был способом выразить несогласие с прежними тенденциями моды, являясь идеальным вариантом для андрогинной гедонистической контркультуры хиппи. Турецкий боб, наравне с другими узорами, поддерживал дух мультикультуризма, становясь визуальным выражением этого принципа.

Кроме Beatles знаменитый принт носили: The Rolling Stones, Джими Хендрикс, The Who и другие ключевые музыканты того времени.

Вместе с этим, «турецкие огурцы» стали признаком принадлежности к бандитским группировкам. Банды Лос-Анджелеса стали носить банданы, украшенные этим узором, поэтому узор пейсли зачастую называют bandana print.

Банданы были способом маскировки лиц, позаимствованным у ковбоев, которые защищали свои лица от пыли. Название «бандана» взято из языка хинди, в переводе «bandhana» означает «повязывать»

источник

Кажется, знаменитый «индийский огурец» как узор сейчас переживает новый виток популярности — на его основе уж очень многие известные марки успели выпустить совершенно разные формы одежды. Чтобы носить такие вещи со знанием дела, FURFUR решил вспомнить основные моменты в истории этого рисунка.

Пейсли, индийский огурец, или, если совсем точно, бута — узор очень древний. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов — древнем государстве, с 224 по 651 год нашей эры находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках — но уже как название самого узора.

В том, что же из себя на самом деле представляет пейсли, единого мнения нет. По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса — символа жизни в зороастризме. Другой вариант происхождения — стилизованные языки пламени, также символизирующие жизнь. Возможно и происхождение от ореха кешью, являвшегося символом плодородия. В Индии распространено мнение, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. В любом случае — какую теорию не возьми — речь идет о жизни и плодородии. Некоторые ухитряются рассмотреть в пейсли даже сперматозоиды — но, учитывая древность узора, эта версия крайне сомнительна.

Первым популярным товаром с рисунком пейсли в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Они были крайне дорогими, и позволить себе их могли только обеспеченные аристократы. В начале XIX века шотландские мастера научились ткать «огурцы» на жаккардовых ткацких станках — и шали с пейсли стали более массовым продуктом. Правда, они уже были не кашемировыми, а из овечьей шерсти или шелка, да и цветов было значительно меньше, чем у аутентичного индийского товара.

Еще чуть позже пейсли начинают печатать на хлопке, и узор перестает быть роскошью, и уже к 1870-м годам «огурцы» не то чтобы совсем выходят из моды, но скорее перемещаются в область обыденного.

В 1970-Х ПЕЙСЛИ ВНЕЗАПНО СТАЛ АТРИБУТОМ ХИППИ-ДВИЖЕНИЯ – В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ BEATLES, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗЛИ ИЗ СВОЕГО ЗНАМЕНИТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИНДИЙСКИЙ КОЛОРИТ

Такое положение сохранится до семидесятых годов XX века, когда пейсли внезапно становится неотъемлемым атрибутом хиппи-движения. Произошло это большей частью благодаря The Beatles, которые привезли индийский колорит из своего путешествия в Ришикеш к гуру Махариши.

Внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

Время психоделической революции проходит, но «огурцы» остаются символом бунтарского духа. Постепенно пейсли перенимают в свой визуальный словарь уличные группировки — разноцветные банданы с «огурцами» становятся способом отличить своих от чужих. В ЛГБТ-сообществе в то же время цветные банданы, повязанные справа или слева на ремень, помогают геям не только определить в толпе себе подобных, но и сразу же заявить о сексуальных предпочтениях. «Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют bandana print.

1980-е, 1990-е и начало 2000-х пейсли проводят в легком забвении, периодически всплывая в одежде каких-нибудь рок-музыкантов. Исключение составляют с 1984 года и по сей день стабильно выпускающая одежду с «огурцами» итальянская марка Etro, а также классические английские галстуки и шарфы. Галстуки ancient madder из печатного шелка часто украшены принтом из «огурцов» и являются классическим элементом тридцатых годов XX века.

«Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.

Сейчас пейсли переживает новый расцвет. Еще в середине двухтысячных стритвер-марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Но самые крутые парни раскрашивали каждый «огурец» вручную.

В этом году c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated — кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas — целую коллекцию одежды и обуви, Herschel — рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s — серию поло и рубашек. Учитывая появление пейсли на дорожках во время модных показов в этом году, можно предположить, что летом нас ждет новая волна увлечения «огурцами». В конце концов, не всем же носить камуфляж.

источник

«Восточный» или «турецкий огурец», «бута», «персидский кипарис» – все это не перечисление названий растений, а имя одного очень популярного узора. Им украшают одежду и обувь, разнообразные аксессуары и посуду, обои, мебель.

«Слеза Аллаха», «индийский» или «восточный огурец», «турецкий боб», «персидский кипарис» — все эти названия восточного орнамента связывают с тем, что он напоминает по форме огурец или проросший боб. В тех случаях, когда турецкий огурец рисуется с черешком-ножкой в нижней части, его называют «пальмовым листом» или «кипарисом».

В каждой стране этому орнаменту присваивают различные значения, так в Иране считают изображение восточного огурца пожеланием счастья и благополучия, а в Индии он символизирует движение или развитие.

Дискуссии, посвященные ответу на этот вопрос, не утихают до сих пор. Существует множество теорий и версий того, где был создан турецкий огурец, а также кто и у кого его перенял. Проблема заключается в том, что на протяжении веков велась торговля и имелись дипломатические отношения между странами. Народы и люди путешествовали, переселялись, их культурные традиции, символы и идеи также странствовали и смешивались. Рассмотрим несколько основных гипотез происхождения бута — индийского огурца.

Наиболее удаленная от нас по времени — версия о том, что известный нам турецкий огурец — орнамент еще древнеегипетский, и символизировал он бессмертие, представленное в символическом виде пшеничного колоса.

Две более поздних версии говорят о том, что бута появилась на свет в Персии или Индии. И в том, и другом случае это слово имеет значение «огонь», только в персидском случае этот узор, пришедший из древнейшей мировой религии – зороастризма, — символизирует вечность и жизнь, а в индийской трактовке – просто священный огонь.

Существует еще одна очень красивая версия-легенда о происхождении буты. Согласно ей, рисунок «турецкий огурец» появился из-за поражения в войне одного из древних правителей Персии. Огорченный военной неудачей, он перерезал собственное запястье и поставил на документе о сдаче свою кровавую подпись. После этого поступка узор «бута» мастера ковроткачества стали помещать на свои изделия, прославляя тем самым мужество этого правителя.

Существуют и другие, менее популярные теории, но все они однозначно говорят только об одном: этот прекрасный узор, радующий нас и сегодня, пришел в Европу из Азии.

Турецкий огурец — орнамент, покоривший в начале XVII века Британию, а в XVIII столетии — европейские страны и Россию. В Англию бута попала вместе с британцами, возвращавшимися из Индии, бывшей в ту пору колонией. Именно они привезли кашемировые шали, которые были украшены узором «турецкий огурец». Фото подобного, но современного изделия с этим мотивом вы можете увидеть ниже.

Так же, как и в Европу, в Россию этот узор попал в XVIII веке, когда появилась в высшем свете мода на платки из кашемира. Однако этот орнамент полюбился всем, и сегодня большинство людей считает турецкий огурец русским паттерном. Узор «поселился» на ивановских ситцах и набивных тканях, а также на павлопосадских платках.

Забытый в начале двадцатого столетия, в 60-е годы узор «турецкий огурец» вновь стал модным и популярным. Немало этому способствовал и Джон Леннон, приобретший украшенный пейслийским узором Rolls-Royce, и вышедший на экраны кинофильм «Лето любви», а также вошедшие в это время в моду мужские галстуки с «огуречным» узором.

В 70-е годы затейливый восточный узор «бута» привлек к себе внимание хиппи, по достоинству оценивших пестроту, насыщенность и форму «капли».

В 80-е годы сразу несколько модных домов, к примеру, Missoni, Etro и ряд других, стали активно использовать узор пейсли в своих произведениях высокой моды. Для Etro «огуречный» мотив стал визитной карточкой и украшением всех коллекций: одежды, парфюмерии, мебели, текстиля.

источник

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута. каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III—VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI—XVIII векам — времени правления династии Сефевидов.

Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805

Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме «огурца» даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы «огурца». Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.

По другим — это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго — Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».

Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808

Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII—XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.

Альфред Стивенс.После бала.1874.

Полупальто-доломан 1880-х гг.

Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи — 1960-е.

Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.

Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.

Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.

источник

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский «огурец» и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута. каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото. Давайте полюбуемся ими:

торты, пироженые, печенья.

похоже на декупаж

источник

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма — один из символов движения, развития, энергии. Не случайно «огуречный» орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис — дерево священное. В Иране изображение «восточного огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда . В наше время орнаментом «индийский огурец» часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать «огурцы» на индийских шалях.

Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно .Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете «о чем огурец» и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

Индийский огурец или Китайская горькая тыква ( лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами — оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии — Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .

Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии — там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name ‘Paisley’ derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800’s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).

Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

источник

Пейсли — один из самых известных орнаментов. Этот замысловатый орнамент в виде капли или бутона цветка имеет большое множество названий: восточный или индийский огурец, турецкий огурец, слеза Аллаха, бута. Согласно восточным поверьям он приносит своему обладателю счастье, долголетие и процветание.

Прежде чем завоевать сердца современных модниц и занять достойное место в коллекциях именитых дизайнеров, этому удивительному узору пришлось пройти долгий путь в несколько столетий от времени создания до наших дней. История возникновения этого красивого рисунка уходит корнями в древнюю Персию. Там, на территории современных Ирана и Ирака и появился символ плодородия, счастья и успеха. Тесные торговые связи с соседними государствами способствовали тому, что ткани с этим рисунком распространились по всей средней Азии, Индии и Африки. Благодаря этому нет единого мнения что же все-таки означает орнамент пейсли. По одной из версий каплевидный рисунок — это символическое обозначение фазана или петуха, который имеет на востоке сакральное значение. По другой версии бута (название узора на санскрите, в переводе огонь или одноимённое растение) — это язык пламени, а возможно это графическое изображение самого цветка — символа плодородия и жизни.

В Италию и Францию кашемировая ткань с восточным рисунком попала благодаря египетским походам Наполеона, а в Англию — из Индии. Британские солдаты, возвращаясь из Индийских колоний, привозили с собой кашемировые платки с огуречным узором, пользующиеся тогда большой популярностью. Так очень скоро появились кампании, завозившие оригинальные платки из Индии, которые позволить себе мог не каждый, но поскольку спрос рождает предложение, вскоре в Шотландском городе Пейсли было налажено массовое производство тканей с восточным узором. Так появилось современное название рисунка.

Следующей волной популярности пейсли стали 1960-70е годы. Экзотический орнамент стал неотъемлемым атрибутом хиппи. Пейсли приобретал всё больше вариаций и стал трендом того времени. Рок и поп-иконы того времени не только носили одежду с таким узором, но использовали его не в вполне себе традиционно: характерным орнаментом украшались детские коляски, хорошо известен Ролс Ройс Джона Леннона, раскрашенный цветами пейсли.
Со временем интерес к восточному замысловатому рисунку сошёл на нет. И только в 80-е годы ХХ столетия итальянский модный дом ETRO возвращает его на подиумы. Учитывая тот факт, что этнический стиль на пике моды, да ещё и смешение различных принтов — один из последних трендов, то сейчас самое время «поиграть» с удивительным восточным узором в своём гардеробе.

источник

Этот узор немного напоминает скопление инфузорий под микроскопом. Сильно напоминает.

Узор «индийский огурец» известен под многими названиями, его также называют «турецкий огурец», пейсли или бута. Этот орнамент популярен с древности и известен у многих народов на обширной территории Востока. Его восхитительный восточный колорит пришелся по нраву и в Европе. Современные дизайнеры активно применяют «индийский огурец» в создании принтов для тканей, затейливого фона, для придания экзотичного звучания обычным предметам.

«Индийский огурец» — это каплевидный узор с заострённым и часто загнутым кончиком.

Узоры пейсли встречаются в рисунках ковров, тканей, украшениях, декоре архитектурных сооружений, интерьере. Его воссоздают в самых различных техниках декоративно-прикладного искусства. Как шаблон для точечной росписи, как набивной принт, наконец, просто затейливый рисунок на крышке шкатулки — вариантов не счесть.

Если вы никогда не рисовали «индийский огурец», то будете приятно удивлены, насколько же это просто и как пробуждает фантазию. Просто возьмите карандаш и бумагу и пробуйте. Немного потренировавшись, вы легко сможете создавать своими руками оригинальные схемы для точечной росписи или просто нарисовать замечательный уникальный узор на любом предмете.

Итак, начинаем рисовать «индийский огурец». Сперва рисуете каплю, она может быть самая разная: более тонкая или широкая, с прямым или загнутым хвостиком.

Затем начинаете добавлять элементы. Любые на ваш вкус: капельки, точки, круги, листья или просто дублируете контур вашей исходной капли.

Рисунок «индийского огурца» традиционно по-восточному плотный, с большим количеством деталей, но в современном декоре используют и более лаконичные варианты. Вы вправе выбрать, когда остановиться.

Орнамент может выходить и за границы капли. Творите и фантазируйте!

Вот и все. Дальше только тренировки!

Небольшая подборка рисунков и схем «индийского огурца» для вдохновения (и копирования 🙂

источник

Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».

Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?

Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.

История распространения орнамента по всему миру.

Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.

Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.

На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.

Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.

В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.

К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.

Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.

С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.

В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.

Что обозначает узор «турецкий огурец»?

За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.

На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.

В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.

Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.

источник