Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
- повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
- выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
- продолжить развивать исследовательские способности;
- воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:
|
|
|
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Овощные:
Декоративные:
- Нарцисс
- Тюльпан
- Гладиолус
- Пион
Плодовые:
Лекарственные:
- Мята
- Ромашка
- Шалфей
Зерновые:
Прядильные:
Бобовые:
Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди в пищу». (Приложение 1)
Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
- 1 группа – капуста, лук;
- 2 группа – огурец, помидор;
- 3 группа – морковь, свекла;
- 4 группа – картофель.
Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах исделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.
Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)
– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)
– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)
– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)
– Правильно они называются чешуйки.
– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды»
– Что появляется на месте цветка? (Плод)
– Что есть внутри плода? (Семена)
– Давайте проверим. (Разрезает)
– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения корней»
– Листья есть? (Да)
– Стебель? (Да)
– Что идет после стебля? (Корень)
– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)
– Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)
– Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
– Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (Корни)
– Значит, у картофеля есть корень? (Да)
– Значит картофель уже не корень? (Нет)
– Что идет до корня? (Стебель)
– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде. (Приложение 1)
– Правильно он называется «клубень».
Клубень – это видоизмененный стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Картофель с почками называется побег.
III. Вывод: В каких овощах и что мы употребляем (Приложение 1)
IV. Работа с флеш-анимацией (Приложение 3)
Задание 1: расставить высказывания в нужные ячейки.
Задание 2: собрать урожай, разгадав загадки (Приложение 2)
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?
источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
УМК развивающее обучение по системе Л.В.Занкова
Форма организации обучения: презентация, фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски, индивидуальная, парная.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследовательский.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (какие части растений мы употребляем в пищу?)
Технология: использование ИКТ.
Тема. Растения, которые мы едим.
Цели:
- способствовать развитию проблемного мышления;
- создать условия поиска новых знаний;
- формировать познавательный интерес к учебной деятельности через умственные действия (анализ, наблюдение, сравнение, обобщение), на основе собственного опыта подвести учащихся к выводу, какие части растений используют в пищу;
- познакомить с зерновыми культурами;
- развивать умение слушать друг друга, сопереживать, радоваться успеху товарища;
- воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- учебник “Мы и окружающий мир” Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. для 2-го класса, рабочая тетрадь к учебнику;
- муляжи овощей и фруктов, гербарий зерновых культур, на каждой парте мешочки с разной крупой (гречка, рис, пшено, манка, овёс);
- листочки с кроссвордом на каждую парту;
- интерактивная доска, презентация.
— Какую тему мы изучаем с вами на протяжении нескольких последних уроков? (Царство растений)
— Что о растениях вы уже знаете? (6 групп, цветковые: деревья, кустарники, травы, наука ботаника, строение растения; бывают культурные и дикорастущие растения)
— Как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные)
I этап. Осознание проблемы.
— Для чего выращивает человек культурные растения? (Красота — цветы, кустарники; дополнительный кислород, питание)
— Подумаем, для чего использует человек большую часть выращенных растений?
— Давайте попробуем разобраться с растениями, которые мы едим.
Корень КЛИК, плод КЛИК, коренья КЛИК, корнеплод КЛИК
— Но мы же едим некоторые корни. Как же тогда их можно назвать? (Корнеплод)
— Прочитаем, что такое корнеплод на стр. 153 учебника
— Приведите примеры корнеплодов. (Свёкла, морковь, картофель, редис, репа, редька).
— Можно ли сказать, что у каждого растения в пищу идёт только одна его часть? Докажите. (Например: капуста — листья, стебель, соцветия, лук – репчатый и зелёный))
II этап. Формулировка гипотезы.
— Какие части растений мы можем употреблять в пишу?
1) Послушаем отрывок из сказки русской народной сказки “Мужик и медведь”
(ученик читает отрывок сказки на стр. 152 учебника)
— Вспомните, понравились ли корешки медведю. Значит, какой вывод можно сделать? (у разных растений мы едим разные части)
2) Рассмотрите растения в учебнике на стр. 153 или на доске.
— Какие части мы едим у этих растений?
Картинки растений: салат, вишня, персик, помидор, капуста, репа.
III этап. Доказательство гипотезы.
— Какие из этих растений относятся к фруктам, а какие к овощам?
— Рассмотрим две группы. Определим, какую часть растений мы у них едим.
Фрукты Овощи вишня — Давайте сделаем вывод. Какую часть растений мы едим у фруктов? (Только сочные плоды) КЛИК
— А какую часть растений мы употребляем в пищу у овощей? (Съедобные части: плоды, сочные стебли, листья, сильно развитые корни — корнеплоды) КЛИК
— Есть ли разница между корнем и плодом? Какая?
(Корень — подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ; плод — то, что созревает из цветка и имеет семена)
— Давайте рассмотрим одного представителя из растений – капусту.
— Что вы можете рассказать о капусте, используя рисунок на стр. 154 учебника.
Картинки разновидностей капусты. КЛИК
Показ муляжей фруктов и овощей. Если фрукт — 2 хлопка, если овощ — 2 притопа. В конце показывается колосок. Это должно детей привести в замешательство.
Продолжение работы. Работа в парах.
— Давайте рассмотрим растения, которые есть у вас на партах.
(На партах лежат по два экспоната из гербария культурных растений)
— Что это за растение? Какую часть растений мы едим? (Семена)
— Может, вы слышали, как называются такие семена? (Зерно) КЛИК
— Какое название можно дать таким культурным растениям? (Зерновые культуры) КЛИК
— Каким образом их используют в пищу?
— Почитаем в учебнике про них на стр. 154, что такое зерновая культура.
Рожь, пшеница, просо, рис, гречиха, овёс.
— Посмотрите на крупу, которая находится у вас на партах.
— Покажите, из какой крупы мама варит вам рисовую, пшённую, манную, гречневую кашу? (Рис, просо, мелкая крупа из пшеницы, гречиха).
— Кто знает название последнего зерна? Какую кашу можно сварить из него? (Овёс, овсяную кашу) КЛИК
— Кроме каши, можно ли ещё приготовить что-нибудь из этих круп? Или из одной из них? (Пшеница, мука, хлеб)
— Только ли из пшеничной муки пекут хлеб? (Из ржаной муки)
— Ещё раз покажите картинку ржи на доске. КЛИК
— Знаете ли вы, как надо обращаться с хлебом? (Дети рассказывают о правилах обращения с хлебом. После этого учитель обязательно должен похвалить детей за бережное отношение к хлебу)
— Проверим, знаете ли вы хлебобулочные изделия. Разгадайте со своим соседом кроссворд. Даю 5 минут.
(Пока дети пишут на листочках, готовлю интерактивную доску и маркер)
Проверка у доски фронтально. (Ответы дети пишут на интерактивной доске маркером)
Итог урока. Рефлексия.
— Молодцы. Хорошо мы с вами поработали на уроке.
— О чём же мы говорили на уроке? Что нового вы узнали?
— Что больше всего понравилось выполнять?
— Почитайте ещё раз о растениях, которые мы едим. Приготовьте свои примеры растений, у которых можно есть разные части. Выполните задание в учебнике на стр. 155
источник
по окружающему миру во 2 классе.
Тема: «Культурные растения. Какие части
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи по содержанию:
1. Учить группировать овощи и фрукты в зависимости от того, какую часть растения человек ест.
2. Продолжить работу над умением самостоятельно делать выводы.
3. Формировать сознательное отношение к своему здоровью в целом и в частности – к здоровому питанию.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
1.Учебник и рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир» 2 класс (авт. , ).
2. Плоды: киви, персик, смородина, крыжовник, виноград, слива.
1. Организационный этап.
2. Постановка темы и цели урока.
— Ребята, сегодня урок по окружающему миру мы начнем с чтения сказки. Да, да, не удивляйтесь. В учебнике на с. 143-144 прочитайте русскую народную сказку «Мужик и медведь». Подумайте, на какую тему мы будем с вами сегодня говорить.
— О чем же пойдет речь сегодня на уроке? (Мы будем говорить о том, что можно есть.)
3. Актуализация знаний.
— Почему же вражда пошла у медведя с мужиком? Ведь мужик делился честно – пополам. (Ответы детей.)
— Интересно, а вы в отличие от медведя знаете, какого растения, что можно есть?
Сможете ли вы выполнить задание на с. 144 учебника? Какие части мы едим у этих растений?
(У салата и капусты – листья. У вишни, персика, помидора – плод. У репы – корень.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
— Посмотрите рисунок плода и корня на соседней странице. Какая разница между ними и почему корень свеклы назван корнеплодом?
(Корень свеклы по форме очень похож на яблоко. Вот и назвали его корнеплодом: корень и плод.)
— Я не поняла, чем же отличается корень от плода? Формой?
( Наверно, формой: корень вытянутый и растет в земле, а плод круглый и растет на дереве.
А тут у яблока есть зернышки, семена, а у корня и корнеплода их нет.)
— Вы назвали главный признак плода – в нем есть семена. К этому вопросу мы еще вернемся. А сейчас скажите, какие из растений на рисунке относятся к овощам. А какие к фруктам.
( Овощи – салат, помидор, капуста, репа. Фрукты – вишня, персик.)
— Какой вывод можно сделать, что мы едим у фруктов и овощей?
( У фруктов только плоды. У овощей – разные части растения: листья, плоды, корнеплоды, сочные стебли.)
(Это смородина, крыжовник, малина, земляника, вишня, слива.)
— Молодцы! Что это за часть растения?
— Теперь давайте, исследуем, какой плод называют ягодой.
Работа группами. Каждая группа на выбор рассматривают плоды смородины, крыжовника, винограда, киви, сливы. Обсуждают. Сравнивают.
(В смородине внутри мякоть, сок и семена.
В крыжовнике мякоть и косточки.
В винограде внутри мякоти три косточки, а может быть меньше или больше. Есть виноград без косточек.
У сливы одна большая косточка.)
— Посмотрите на половинки киви и персика. (Держу в руках киви.) у кого были плоды с мякотью и мелкими семенами внутри, как в киви? (Дети поднимают руки.) такие плоды называют «ягода».
— У кого плод, как у персика? (Показываю персик.) то есть в нутрии одна большая косточка? (Дети поднимают руки.) такой плод называют костянка.
— А теперь попробуйте сформулировать определение.
( Плод ягода – это плод, в сочной мякоти которого находится много семян.
Плод костянка – плод, у которого одна косточка окружен сочной мякотью.)
5. Первичная проверка понимания.
— Назовите овощи, у которых плод ягода.
— давайте разрежем помидор. Что видим?
(Помидор – ягода. Вот это да!)
— Отгадайте загадку: «Полон хлевец белых овец.» (Огурец.)
(Получается, что огурец тоже ягода. Овцы – это семена.)
— А вот еще одна загадка: «к нам приехали с бахчи полосатые мячи», (Арбузы.)
— Плод у арбуза это что? Вдумайтесь в загадку:
«У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон черных мокрых бус».
— Что это за черные бусы? (Семена. Значит, арбуз – огромная ягода.)
6. Первичное закрепление.
— Сейчас выполните в рабочих тетрадях задание №64.
Выпишите названия овощей, разделяя их на три группы в зависимости от того, какую часть овоща мы едим. Каждую группу назовите.
Работа в парах с последующей проверкой.
(Первая группа «листья»: капуста. Вторая «плоды»: помидор, тыква. Третья «корнеплоды»: редиска, свекла.)
— Выпишите оставшиеся названия растений. Назовите их обобщающим словом.
( Оставшиеся растения «фрукты»: груша, персик, яблоко.)
7. Проблемная ситуация.
— А что такое укроп? Давайте посмотрим в словаре .
(Дети читают статью в словаре.)
— Что мы едим у укропа? ( Сочный стебель и листья.)
— В какую группу впишем укроп? (В первую.)
— Вы правильно справились с заданием. Сможете теперь сделать вывод об овощах и фруктах?
( Овощи выращивают в огороде, а фрукты — в саду. У фруктов мы едим плоды. А у овощей – разные части. Овощи и фрукты, очень вкусные и полезные для человека, в них много витаминов.)
— Ребята, в одном классе учительница спросила: «К какому виду растений относится крапива?» и ученик ответил: «К жгучему».
— Почему вы смеетесь? (Нет такого вида, но она действительно жжется.)
— А крапива полезная? ( Да. Из нее можно варить суп.)
— Еще один вопрос задала та учительница: «Какие бывают растения?» Ученик ответил: «Культурные и невоспитанные.»
(Культурные и дикорастущие.)
— Молодцы! Наш сегодняшний урок подошел к концу.
источник
Тема: «РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ЕДИМ»
расширить знания учащих ся о растениях, которые мы едим;
развивать речь учащихся;
в оспитать интерес к уроку окружающего мира.
Оборудование: рисунки с изображениями, плакат для рефлексии, магнитофон.
Организационный момент (1 мин.)
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок.
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
Проверка домашнего задания (4 мин.)
— Ребята, давайте вспомним , что изучали мы на прошлом уроке? (Дикорастущие и культурные растения.)
— (У доски 2 человека). Учащимся у доски нужно записать примеры растений, которые относятся к дикорастущим и культурным растениям.
(все остальные отвечают на вопросы учителя)
— Назовите отличительные особенности культурных растений?
— Какие растения относят к дикорастущим растениям?
— А теперь проверим, как справились ученики у доски?
III. Формирование новых знаний (15 мин.)
Прослушивание сказки «Мужик и медведь».
О каких растениях шла речь в сказке? (Репе и ржи.)
Какую часть репы мы употребляем в пищу? (Корень.)
Какую часть ржи мы употребляем в пищу? («Вершки» — зёрна, которые находятся наверху.)
Почему медведь обиделся на Мужика? (Так как мужик его опять обманул, а медведь не знает, какую часть растения мы употребляем в пищу.)
— А вы знаете? Давайте поиграем.
( Учитель показывает рисунки растений, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.)
Вишня (плоды), морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), редис (корень), слива (плод), укроп (листья), абрикос (плод), щавель (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)
Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 153). Какие части у этих растений мы едим? (Салат — листья, вишня — плоды, персик — плоды, помидор — плоды, капуста — листья, репа — корнеплод.)
Что такое корнеплод? (Сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений.)
Назовите растения, у которых мы употребляем в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, свекла, редис, редька, картофель.)
Какая разница между корнем и плодом? (Плод употребляем в пищу, а корень нет.)
Вновь обратимся к рисунку растений (на с. 153). На какие две группы вы можете разделить эти растения? (Фрукты и овощи.)
— Назовите овощи. (Салат, помидор, капуста, репа.)
-Назовите фрукты. (Вишня, персик.)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Фрукты — овощи».
Класс делится на две команды: «Фрукты» и «Овощи».
Учитель называет растение. Если это фрукт, то первая команда поднимает руки, если овощ — то вторая. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок.
Вишня, капуста, репа, яблоко, груша, морковь, картофель, слива, помидор, абрикос, черешня, перец, малина, баклажан,. огурец.
V. Продолжение работы по теме урока (7 мин.)
Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 154. Что вы можете рассказать о капусте опираясь на рисунок?
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
«Без хлеба и мёда сыт не будешь».
«Без хлеба сыт не будешь».
«Хлеб — батюшка, вода — матушка».
«Хлеб в человеке — воин».
«Ржаной хлебушко — калачу дедушка».
Из чего пекут хлеб? (Из муки зерновых культур.)
-Почему он бывает белый и тёмный? (Из пшеницы получается белый хлеб, а изо ржи — тёмный.)
— Откройте учебник на странице 156 и прочитайте о хлебе
VI . Закрепление изученного (3 мин.)
— К названиям растений подберите подходящее понятие.
Груша травянистое растение
Морковь культурные растения
Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.)
Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)
На какие части можно разделить все растения? (На овощи и фрукты.)
— Какие вы знаете зерновые культуры? (Рожь, пшеница, просо, рис, ячмень, овёс, гречиха.)
VII . Итог урока и рефлексия (2 мин.)
Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, плод.)
Какие части растений мы едим? ( В пищу, мы употребляем различные части растений, у каждого растения свои: у кого корень, у кого листья, у кого плоды.)
Оцените свою работу на уроке с помощью плаката с животными .
Сообщение о растениях — путешественниках
Тема: «РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ЕДИМ»
1) расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим;
2) развивать речь учащихся;
3) воспитать интерес к уроку окружающего мира.
Оборудование: рисунки с изображениями, плакат для рефлексии, магнитофон.
I. Организационный момент (1 мин.)
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок.
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
II. Проверка домашнего задания (4 мин.)
— Ребята, давайте вспомним, что изучали мы на прошлом уроке? (Дикорастущие и культурные растения.)
— (У доски 2 человека). Учащимся у доски нужно записать примеры растений, которые относятся к дикорастущим и культурным растениям.
(все остальные отвечают на вопросы учителя)
— Назовите отличительные особенности культурных растений?
— Какие растения относят к дикорастущим растениям?
— А теперь проверим, как справились ученики у доски?
III. Формирование новых знаний (15 мин.)
Прослушивание сказки «Мужик и медведь».
— О каких растениях шла речь в сказке? (Репе и ржи.)
— Какую часть репы мы употребляем в пищу? (Корень.)
— Какую часть ржи мы употребляем в пищу? («Вершки» — зёрна, которые находятся наверху.)
— Почему медведь обиделся на Мужика? (Так как мужик его опять обманул, а медведь не знает, какую часть растения мы употребляем в пищу.)
— А вы знаете? Давайте поиграем.
(Учитель показывает рисунки растений, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.)
Вишня (плоды), морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), редис (корень), слива (плод), укроп (листья), абрикос (плод), щавель (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)
— Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 153). Какие части у этих растений мы едим? (Салат — листья, вишня — плоды, персик — плоды, помидор — плоды, капуста — листья, репа — корнеплод.)
— Что такое корнеплод? (Сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений.)
— Назовите растения, у которых мы употребляем в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, свекла, редис, редька, картофель.)
— Какая разница между корнем и плодом? (Плод употребляем в пищу, а корень нет.)
— Вновь обратимся к рисунку растений (на с. 153). На какие две группы вы можете разделить эти растения? (Фрукты и овощи.)
— Назовите овощи. (Салат, помидор, капуста, репа.)
-Назовите фрукты. (Вишня, персик.)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Фрукты — овощи».
Класс делится на две команды: «Фрукты» и «Овощи».
Учитель называет растение. Если это фрукт, то первая команда поднимает руки, если овощ — то вторая. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок.
Вишня, капуста, репа, яблоко, груша, морковь, картофель, слива, помидор, абрикос, черешня, перец, малина, баклажан,. огурец.
IV. Физкультминутка (1 мин.)
V . Продолжение работы по теме урока (7 мин.)
Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 154. Что вы можете рассказать о капусте опираясь на рисунок?
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.
— Какие пословицы о хлебе вы знаете?
• «Без хлеба и мёда сыт не будешь».
• «Без хлеба сыт не будешь».
• «Хлеб — батюшка, вода — матушка».
• «Хлеб в человеке — воин».
• «Ржаной хлебушко — калачу дедушка».
— Из чего пекут хлеб? (Из муки зерновых культур.)
-Почему он бывает белый и тёмный? (Из пшеницы получается белый хлеб, а изо ржи — тёмный.)
— Откройте учебник на странице 156 и прочитайте о хлебе
VI . Закрепление изученного (3 мин.)
— К названиям растений подберите подходящее понятие.
Груша травянистое растение
Морковь культурные растения
— Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.)
— Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)
— На какие части можно разделить все растения? (На овощи и фрукты.)
— Какие вы знаете зерновые культуры? (Рожь, пшеница, просо, рис, ячмень, овёс, гречиха.)
VII . Итог урока и рефлексия (2 мин.)
— Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, плод.)
— Какие части растений мы едим? ( В пищу, мы употребляем различные части растений, у каждого растения свои: у кого корень, у кого листья, у кого плоды.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью плаката с животными.
VIII. Домашнее задание (1 мин.)
источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
УМК «Перспективная начальная школа» Окружающий мир 2 класс Авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Подготовила Псарева Светлана Викторовна учитель начальных классов г.Новый Уренгой МБОУ «СШ №7» 2016 год
Для питания людей. Для корма животным. Для изготовления тканей. Для красоты.
Задание: распределить растения по группам Слива Огурец Рожь Мята Картофель Лен Нарцисс Груша Помидор Пшеница Тюльпан Лук Свекла Ромашка Яблоко Капуста Горох Овес Хлопок Морковь Гладиолус Смородина Ячмень Пион Шалфей Фасоль
Культурные растения плодовые зерновые декоративные лекарственные Огурец Картофель Помидор Свекла Капуста Морковь овощные Слива Груша Яблоко Смородина Рожь Овес Ячмень Пшеница прядильные Нарцисс Тюльпан Гладиолус Пион Лен Хлопок Горох Фасоль бобовые Мята Ромашка Шалфей Какая группа у нас получилась самая большая?
Тема: Какие части культурных растений используют люди? Что мы будем сегодня исследовать?
«Исследовательская работа» 1 группа – капуста, лук, огурец, помидор 2 группа – морковь, свёкла, кукуруза, пшеница картофель Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах и сделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.
Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
хорошо разросшийся съедобный корень культурного растения. Корнеплод –
изменённый стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Клубень картофеля –
ОВОЩИ лист корень плод стебель Вывод: В каких овощах и что мы употребляем У овощных растений человек использует листья, плоды, корнеплоды, клубни, зерно. зерно
Собери урожай, разгадав загадки
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Я смог… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Номер материала: ДВ-548100
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Автор: Ипатова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
Тема урока: Растения, которые мы едим
Цель: дать представление об особенностях плодов, корнеплодов и ягод
знать и называть части растений, которые человек употребляет в пищу
совершенствовать умения сравнивать по определенным признакам, группировать по выявленным основаниям
воспитывать культуру диалога, умение выслушивать и принимать другое мнение
(добывание знаний непосредственно из окружающей действительности)
информационные компетенции (владение современными средствами информации /компьютер/)
(навыки работы в группе, коллективе, умение задать вопрос, вести диалог)
компетенции личностного самосовершенствования
(формировать сознательное отношение к своему здоровью в целом и в частности к здоровому питанию)
карточки с иллюстрациями фруктов и овощей
корзина со свежими овощами (плодами и корнеплодами) и фруктами (плод-ягода плод-костянка)
электронный учебник к предмету окружающий мир «Природа и человек»
1. Создание проблемной ситуации
Ребята, сегодня урок по окружающему миру мы начнем с чтения сказки. Не удивляйтесь. В учебнике на странице 143 прочитаем русскую народную сказку «Мужик и медведь».
А может у Вас уже есть предположения, на какую тему мы будем сегодня говорить?
Все догадались? Тогда пока держите в секрете свои догадки.
Подтвердилась ли ваша догадка?
Почему же вражда пошла у медведя с мужиком? Ведь мужик делил все честно – пополам.
Предположения детей (сказка о взаимоотношениях медведя и мужика, о дружбе и т.д.)
Читает сказку выбранный ученик.
Медведь ведь не знал, что у одних растений можно есть вершки, а у других – корешки.
Интересно, а вы в отличие от медведя знаете это? Сможете ли выполнить задание на стр. 144 учебника.
Обсудите ответ в паре и предложите варианты.
Какие части мы едим у этих растений?
Среди этих растений, какие съедобные части растений являются фруктами, а какие – овощами?
Дети обсуждают и называют ту часть растения, которую можно употреблять в пищу.
Салат, капуста, репа, помидор – овощи
Вишня, персик — фрукты
2. Практическая работа.
Чем отличается плод от корня?
Обратимся к иллюстрации учебника и сравним корень, плод яблока, свеклу.
Что мы едим у свеклы?
Сравните корень свеклы и просто корень растения.
Чем похожи и чем различаются яблоко и свекла?
Сегодня мы познакомимся с новым понятием — корнеплод. Так называют корень овощей – крупный и сочный. Его главное отличие от плода – он не имеет семян.
Приведите примеры корнеплодов?
У растения корень вытянутый с разветвлениями, а у свеклы корень крупный, круглый.
у яблока есть семечка, а у свеклы – нет.
По возможности дети обобщают сказанное.
Картофель, морковь, репа, свекла
Где произрастают фрукты, а где мы выращиваем овощи?
Что же мы едим у фруктов и овощей?
Овощи – на огородах, на полях
У фруктов мы едим плоды, а вот у овощей мы можем съесть практически все части растения: корень, лист, сочный стебель, плод.
Какая часть растений, собранных на столе, употребляется человеком в пишу.
Разделим пополам наши плоды и сравним их.
Виноград, киви, слива, персик.
Плод, внутри которых мякоть, сок и мелкие семечки называют плод- ягода. Киви – плод-ягода
Плод, внутри которых одна косточка окружена сочной мякотью называют плод-костянка. Слива, вишня, персик – плод-костянка.
Продолжим эксперимент, разделим помидор. Помидор — это плод. Наблюдаем, внутри помидора много семечек окруженных сочной мякотью, значит помидор – ягода. Тоже проделаем с огурцом. Огурец – плод-ягода. Кабачок – плод-ягода.
Отгадайте загадку: «К нам приехали с бахчи полосатые мячи».
Представим, что мы разрезали арбуз. Что мы наблюдаем внутри?
Значит арбуз это – ягода.
Ученики раскрывают заранее разделенные плоды.
Есть плоды, внутри которых мякоть, сок и мелкие семечки
Есть плоды внутри которых большая косточка, окруженная сочной мякотью.
Дети приводят примеры.
Внутри много косточек окруженных сочной мякотью.
5. Закрепление знаний
Закончим наш урок выполнением заданий в программе «Природа и человек»
Войдите в программу «Человек и природа», раздел «Обучение»
тема «Плоды и семена» задание №1 и т.д.
На листочке записываем, какие результаты получили.
Завершили задания (всего 4 или 5)
Ученики рассаживаются за компьютеры.
Ученики входят в программу.
На листочке записывают результат.
Давайте сделаем вывод об овощах и фруктах.
Что объединяет овощи и фрукты?
А знаете ли вы, какой плод, какую пользу несет?
Я расскажу вам историю для ералаша:
Учитель на уроке задает вопрос: «Какие бывают растения?».
Ученик отвечает: «Культурные и эти невоспитанные!»
А как правильно он должен был ответить?
Овощи мы выращиваем на огороде, в поле, а фрукты — в саду.
У фруктов это плод, а вот у овощей практически все части растения (корень, лист, стебель, плод).
Они очень вкусные и полезные для человека, в них много витаминов.
Культурные и дикорастущие.
Культурные растения человек воспитывает, ухаживает, а дикорастущие растут сами по себе без заботы и ухода человека
Дома вы продолжите наблюдение над посаженными семенами и для закрепления выполните задание в тетради №79
Дети записывают в дневник.
Что запомнилось на уроке?
Какие задания были интересными для тебя?
Вы на уроке работали в полную силу?
Чтобы вы пожелали себе на следующих уроках?
Номер материала: 42561032831
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Тема: «Растения, которые мы едим»
Цель: создать проблемную ситуацию для сравнения понятий «ягода» и «плод».
Задачи:
- познакомить учащихся с признаками деления растений; с понятием «плод», типами плодов
- учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат для учащихся: научатся различать понятия плод и ягода, увидят, из каких этапов состоит исследовательская деятельность.
Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, экран (или интерактивная доска), заранее заготовлены картинки ягод и фруктов, созданы некоторые слайды.
Примечание: презентация составлена вместе с детьми на уроке (Приложение 1).
I. Организационный момент
– Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
II. Постановка темы
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)Круглое, да не мяч,
Желтое, да не масло,
Сладкое, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)– Как назвать одним словом эти отгадки? (Плоды, растения)
– Что еще между ними общего? (Едим)
– А теперь объедините эти два ответа и вы узнаете тему нашего урока. (Растения, которые мы едим)III. Постановка проблемы
– Попробуйте в группах разделить растения на группы: яблоко, груша, томат, капуста, малина, огурец, морковь, редис, слива. Назовите признаки деления растений. (Во время групповой работы детей вставляются картинки в слайд 2)
Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают. (Создается слайд 3 в период выступления групп).
– Посмотрите, как по-разному мы разделили растения на группы, назвали разные признаки деления. Почему одна группа отнесла малину к фруктам, а другая к ягодам? Что же такое малина?
– Вспомните, как делим растения, которые мы едим, на группы? (Где растут, какие части растений мы употребляем, слайд 4)
– Какой вывод нашей работы можно сделать? (Создается слайд 5)
– Какую цель нашей работы можно поставить? (Создается слайд 6)
– Какие гипотезы можете предложить? (Создается слайд 7)IV. Работа по теме
– Перед вами толкование слова «плод». (Слайд 8)
– Что интересного узнали из определения?
– Кто объяснит смысл слова «плод»?
– Какие плоды вы узнали? (Слайд 9, в начале дети узнают типы плодов, потом сравнивают свои ответы)
– Что интересное заметили? (Ягода – вид плода)
– Молодцы! А сейчас я усложняю задание и предлагаю познакомиться с разным количеством косточек в плодах. (Изучение происходит по слайдам 10,11)Физминутка
– Вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже.V. Обобщение полученных знаний
– Итак, вы, как настоящие ученые, изучили типы плодов, признаки ягоды, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания (Создается слайд 12)
– Где растут растения? (В огороде, саду)
– Что растет в огороде, саду? (Овощи, фрукты)
– Какие части овощей мы употребляем в пищу? (Корень, стебель, листья, плод)
– А что объединяет фрукт и плод? Вспомните определение плода. (ПЛОД, орган растений, образующийся из цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нем семян.)
– Что мы знаем о плодах? (Бывают сухими и сочными)
– Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Сухие плоды: орехи, зерна, семечки; сочные плоды: яблочко, костянка)
– Куда отнести ягоду? (К сочным плодам, относящимся к фруктам и овощам)
– Каков будет вывод нашего исследования? (создается слайд 13)VI. Закрепление знаний. Проверь себя
– Ну что же, теперь вы сами сможете различать типы плодов, узнавать ягоду. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, ответить на два вопроса. Назовите фрукты, у которых плод – ягода? (Малина, смородина, земляника, клубника, киви, арбуз)
Назовите овощи, у которых плод – ягода? (Огурец, помидор, кабачок, тыква, баклажан) (создается слайд 14)VII.Домашнее задание
– Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику с. 143 – 145 и выполните задания в тетради. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – нарисовать фрукты, у которых плод – ягода.
VIII. Итог урока
– Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
– Что нового для себя вы узнали?
– Что было самым трудным?
– А что больше всего понравилось делать?
– Что помогало вам справиться с заданиями?
– Что было самым интересным?
– Поблагодарите друг друга за работу, я благодарю всех вас.источник
источник